Украина как арена для реформаторских экспериментов
Еще в 18 веке, экономист Адам Смит одним из первых поставил вопрос: почему одни страны становятся успешными, а другие нет. И с тех пор данный вопрос оброс большим количеством ответов. Но несмотря на плюрализм мнений, есть одно правило-константа, которое говорит: успешные страны развиваются по своему собственному, ни на кого более не похожему пути с учетом собственной идентичности. Тогда как страны-аутсайдеры всегда слепо копируют чужой опыт.
История знала массу примеров, когда копирование завершается совершенно трагически. Но вернемся к современным украинским реалиям. Грузия, Эстония, Сингапур, США, Канада, РФ, Литва, Польша… Этот список можно продолжать еще долго. И это список стран, опыт которых в тот или иной момент своего современного развития попыталась скопировать Украина в разных сферах: от здравоохранения и системы образования до борьбы с коррупцией, от оборонной стратегии до реформы полиции. Особый пик такого «копипаста» пришелся на последние 5 лет правления постреволюционной элиты. С иностранных аналогов списаны сотни законодательных новел, созданы государственные, правоохранительные, антикоррупционные органы по лекалам из других стран. Но ничего из этого не работает успешно.
Все дело в том, что каждая страна уникальна в тех условиях развития, в которых она формируется. Эти условия сотканы из исторических особенностей, ментальности народов, населяющих страну, политических и геополитических условий, социальных правил, особенностей экономического развития, правовой системы.
Вспомни наиболее наглядный пример неудавшейся реформы полиции по грузинскому образцу. В Грузии действительно реформа прошла успешно. Но какое население в этой стране? 3,7 млн, а сама Грузия сопоставима по размерам с одной областью Украины. В этом и заключалась базовая опасность, когда грузинский опыт пытались перенести в Украину.
Несколько лет подряд в Украине навязывается успешность эстонского опыта электронных выборов. И представители новой власти уже едут за тем, чтобы перенять опыт. И очень хочется верить, что будут это делать разумно, а не слепо копируя. Да, Эстония в 2007 и в 2019 году провела парламентские выборы, на которых также можно было голосовать удаленно. Но никто почему-то не учитывает, что это был в обоих случаях лишь пилот и что опять же численность избирателей в маленькой Эстонии - 900 тыс., тогда как в Украине - 30 млн. Система электронных выборов в Эстонии остро критикуется и внутри страны, и снаружи.
Сначала критика раздавалась со стороны международных организаций, например, ОБСЕ. Позже, когда электронные выборы стали массовыми, подключились эксперты по кибербезопасности. Проблема – в недостаточной открытости исходного кода и отсутствии документации на английском (чтобы сторонние эксперты могли убедиться в ее безопасности). Были неоднократные прецеденты взлома системы.
Еще один пример заимствования чужого опыта в Украине - внедрение антикоррупционной реформы. Антикоррупционные органы – САП,НАБУ,НАПК - созданные под чутким контролем и руководством США и МВФ, так и не продемонстрировали эффективности. Все потому, что опять не учли: практически слепое копирование зарубежного опыта, взятое на вооружение украинским законодателем, всегда имеет нулевой эффект!
Порой доходит и до абсурда. Совершенно свежий и наглядный пример из реформы здравоохранения, которая от общей концепции до подзаконных нормативных актов – скопирована с США. На днях разгорелся публичный скандал, который был вызван приказом Минздрава №1269. Новым документом отменили два старых протокола о неотложной помощи детям и о стандартизации документов по экстренной помощи. Вместо этого МОЗ принял новый протокол экстренного лечения пациентов.В тексте протокола встречается ссылка на официально утвержденный в США список инвалидностей. На следующей странице уже идет ссылка на американский закон, которому, видимо, предлагается следовать и украинским врачам. И таких отсылок к американскому законодательству по тексту - множество. Оказалось, что протокол попросту скопировали, переведя на украинский язык.
Очевидно, что Украина, если хочет быть успешна в собственных реформах, должна найти индивидуальный алгоритм, не похожий на опыт других стран. Вот несколько аргументов в пользу этого вывода.
- Украинцы, как любой народ, имеют свою ментальность, в которой зафиксированы уровень уважения закона, социальной ответственности, особенности объединения для достижения общих целей и пр. И наша ментальность, мягко говоря, очень отлична от ментальности американцев или европейцев. И даже русских. При этом, у нас еще одна особенность – региональная ментальность, которая имеет свои различия у западных и восточных украинцев. Корни этого в нашей непростой истории, в разные периоды которой, различные территории современной Украины были под гнетом разных империй. Если запад Украины всегда был под влиянием культуры, традиции, религии таких империй, как Австро-Венгрия, Речь Посполитая, то центр и восток, как известно, был под влиянием Российской империи. Все это серьезно влияет на восприятие современными украинскими гражданами тех или иных реформ. Но этот фактор совершенно не учитывается иностранными специалистами, потому что они носители своей, национальной ментальности.
- Законодатели зачастую даже не имеют представления о механизмах работы "списанных" иностранных законов. Не знают иностранной правовой системы, роли и места уполномоченных органов, а также условий их работы. Точно так же и наоборот. Иностранные реформаторы, которые разрабатывают для Украины свод «рекомендаций, обязательных к исполнению» совершенно не понимают нюансы и условия в которых формировалась украинская законодательная база. Ведь если вспомнить, то в 1990-х основные кодексы (ГК, ГПК, ХК) были сделаны по образцам кодексов Германии и Франции. Ведь не даром мы отнесли нашу систему права к романо-германской. Потом был достаточно долгий период копирования российской системы законодательства. Далее – мы начали усиленно гармонизировать законодательство под нормы права ЕС.
Параллельно и под стандарты СНГ, ВТО, МВФ. И это наслаивалось на нормы права, которые остались в украинском законодательстве еще со времен СССР. И многие из них действуют до сих пор. (например, Жилищный кодекс 1983 года, КЗот 1971 г. и т.д.) Все это вместе создало некую «гремучую законодательную смесь», на основе которой попытались реализовать различные реформы. Результат очевиден. Тогда как практически «реформаторской аксиомой» должно стать следующее правило: в каждой стране принятый закон должен "вписываться" в существующую социальную и правовую систему, не нарушая ее баланса. А при заимствовании "окружающая среда" может оказаться чуждой. Слепое и бездумное копирование приводит к разбалансированности правовой системы, и как следствие - если не к полному провалу принятого закона, то к несбывшимся ожиданиям относительно его эффективности.
Второе правило – перед тем как реформировать ту или иную отрасль, следует привести в адекватное состояние законодательный базис. Провести масштабную ревизию устаревших норм, принять новые, а то и вовсе принять новые редакции базовых документов, таких как УПК.
- В Украине за период современной независимости так и не сформировались политические элиты и традиции. Все потому, что у нас постоянно идет практически насильственная смена элит, без возможности их эволюционного развития. При приходе новой власти – все автоматически обнуляется, маргинализируются даже позитивные результаты предшественников и начинается все с начала. Это не то что замедляет реформы, а полностью превращает в «Сизифов труд» все реформаторские усилия. Зачем власти что-то менять, если придет новая власть и все девальвирует.
- Украина находится в состоянии гибридной войны и является жертвой агрессии России. Это влечет за собой серьезные бюджетные затраты на оборону. Постоянно присутствует геополитическая и внутриполитическая нестабильность. Этот серьезный фактор по-настоящему не учитывался ни одним из иностранных «реформаторов» по простой причине, они не имели ничего подобного в своей практике. И существуют слишком большие отличия в реформировании страны, которая не находится в состоянии войны, является частью, например, ЕС, с численностью населения от 3 до 5 млн. и страны, находящейся постоянно на грани полномасштабного военного вторжения, с аннексированными территориями, с населением порядка 40 млн человек и площадью, практически второй по величине в Европе.
Нашей стране необходим не декларативный, а вполне конкретный и достаточно индивидуально сформулированный Стратегический документ, в котором будут четко выписаны все реформаторские приоритеты Украины на ближайший период, алгоритмы их реализации, ответственные за сектора реформ лица и государственные органы. Вместо постоянного перекраивания статей Конституции Украины, написания еще большего объема новых законодательных актов, хаотично заимствованных из иностранных практик, размытых политических обещаний - следует принять некую «Конституцию Реформ».
И главное – подкрепить ее исполнение политической волей и ответственностью. Тогда народ Украины будет четко понимать, что обязуется сделать власть, которая сейчас монолитна как никогда, по какому направлению и кто ответственен. Вот тогда и реформы будут, и политические традиции начнут складываться, и ответственность у политиков появится. А успешные украинские реформаторы начнут ездить по миру с целью передать опыт менее успешным странам.